31 июля 2018 г.

Асинхронные электродвигатели


Асинхронные электродвигатели

Асинхронный электродвигатель – электрическая машина переменного тока, у которой скорость вращения ротора не равна скорости изменения электромагнитного поля статора. Скорости вращения не синхронизированы, поэтому он и называется асинхронным. Разность скоростей вращения называют скольжением.

Принцип действия и конструкция

Две основные части асинхронного двигателя: неподвижный статор и вращающийся ротор, разделенные воздушным зазором. На обмотки статора подается переменный ток, который формирует изменяющееся магнитное поле статора. Асинхронные двигатели бывают однофазными или трехфазными, в зависимости от количества подключенных фаз.
Строго говоря, поскольку рабочая обмотка всего одна, в однофазном двигателе магнитное поле ротора не вращается, а пульсирует. То есть изменяет свое значение во времени, не меняя положения в пространстве. Такое магнитное поле может поддерживать вращение уже раскрученного ротора, но не способно стронуть с места неподвижный ротор, то есть создать начальный крутящий момент. Для этой цели в однофазном двигателе применяют пусковую (вспомогательную) обмотку. Ее задача – вместе с рабочей обмоткой разогнать ротор до определенной частоты вращения. После этого, вспомогательную обмотку отключают.

В трехфазном асинхронном двигателе вращение магнитного поля статора наводит электрический ток в роторе. На замкнутый контур ротора, по закону Ампера действует сила, которая и заставляет ротор вращаться.
Если скорости вращения ротора и магнитного поля статора равны, ЭДС не наводится, поэтому ротор всегда вращается со скольжением, то есть угловой скоростью отличной от скорости изменения магнитного поля статора. Разница, как правило, лежит в пределах 2-8%.

Разновидности асинхронных двигателей по конструкции ротора

  • С короткозамкнутым ротором. Из-за внешней схожести, их еще называют «беличье колесо» или «беличья клетка». Представляют собой стержни расположенные вдоль оси вращения ротора, замкнутые на концах кольцами. Конструкция отличается простотой и надежностью ввиду отсутствия щеточного узла.
  • Двигатели асинхронные с фазным ротором. Более сложная конструкция. Ротор содержит в себе обмотки, аналогичные статорным. Обмотки подключаются к контактным кольцам, к которым через щетки присоединяется реостат. Обладает лучшими пусковыми и регулировочными характеристиками по сравнению с короткозамкнутым ротором.

Двигатели асинхронные двухскоростные

Частота вращения магнитного поля статора прямо пропорциональна частоте электрического тока и обратно пропорциональна количеству полюсов статора. Изменить частоту вращения поля без изменения частоты тока можно только изменив количество полюсов статора. Двухскоростные двигатели имеют специальную конструкцию обмоток статора, позволяющую менять количество полюсов. Соединяя обмотки параллельно или последовательно можно получить две скорости вращения в соотношении 1 к 2: 3000/1500, 1500/750, 1000/500.

Асинхронные двигатели выпускаются как в обычном исполнении, так и взрывобезопасные. Последние предназначены для работы в условиях, где возможно образование взрывоопасной газовой среды.